Как в Норвегии борются с пандемией коронавируса.
В самом начале коронавирусной пандемии, а случилось это в марте 2020, Норвегия одной из первых стала применять меры классической эпидемиологии по борьбе с респираторными инфекциями.
Своего опыта в эпидемиях (кроме как чумы в средние века) у Норвегии не было. Как и Израиль, Норвегия опиралась на учения эпидемиологов школы времен СССР.
Великий эпидемиолог Лев Васильевич Громашевский еще в начале 20 века разгадал загадку об эпидемическом процессе.
Посмотрите на эту простую схему:
Сейчас эта схема известна уже всем. Пандемия прекратится тогда, когда мы разорвем цепочку эпидемического процесса и надежно удалим хотя бы одно из трех звеньев.
Попробуйте сами прикрыть на рисунке одно из звеньев, а потом посмотрите что у вас получиться.
- Уберите источник инфекции. Если его нет, стоит ли нам чего-то боятся? Маски носить среди заведомо здоровых людей?
- А если уберем пути передачи, ну например будем мыть руки и строго контролировать качество еды. Сможем ли мы заболеть желудочно-кишечными инфекциями, холерой или дезинтерией? Эх, не можем мы убрать это звено при респираторных инфекциях. Дышать нам надо все равно.
Зачем нужна вакцина от коронавируса?
Ожидая изобретение вакцин, усилия всего мира были направлены на два звена эпидпроцесса: на источник инфекции:
- Выявляем источников/носителей путем тестирования и отслеживания контактов.
- Изолируем больных/бессимптомников/контактных.
- Лечим больных.
И пути передачи:
- Ограничиваем передвижения людей.
- Дезинфицируем руки и поверхности вокруг нас.
- Носим маски в тесных помещениях.
- Соблюдаем дистанцию при встречах/общениях.
Почему же ничего не помогает?
Потому что мы не можем влиять на третье звено – восприимчивый организм. И вакцинация в этой связи такая же обязательная мера борьбы с пандемией коронавируса, как и маски, карантины и все перечисленные мероприятия!
В коронавирусной пандемии реализован наиболее опасный, воздушно-капельный путь передачи. Не дышать мы не можем, а значит мы безуспешно проигрываем вирусу.
Коронавирус это не бактерия, вирус не может размножаться во внешней среде, как например кишечная палочка или дезентерия. Во внешней среде вирус выживает в зависимости от условий от 4-х часов до 17 дней, причем сколько его упало на поверхности, столько его и будет, новые вирусные частицы не появятся.
Вирусу нужна клетка человека!
Только через организм человека возможна дальнейшая циркуляция вируса.
Если вирус не сможет попасть в клетку (например у вакцинированного человека, поскольку антитела убьют вирус), то вирус в организме человека просто погибнет, не вызвав заболевания.
Вот почему, если исчезнет из цепочки самое важное звено – восприимчевый организм, мы победим пандемию!
Норвегия, как и все европейские страны, медленно, но уверенно идет по пути всеобщей вакцинации населения. В Норвегии нельзя по желанию прийти и вакцинироваться, поскольку вакцины поставляются в страну по международному трафику системы распределения COVAX в порядке госзакупок. В связи с этим огранизована очередность, учитывающая преморбидный фон (состояние здоровья до заболевания) и возраст клиентов.
Много раз очередность пересматривалась, в зависимости от эпидситуации. Сначала было принято прививать стариков в домах престарелых. Однако, потом все поняли, что самая страшная прослойка общества это молодежь от 16 до 25. Именно они всегда собираются группами, мега социальны и… наплевательски относятся к своему здоровью, подбадривая сотоварищей заразиться.
Тогда было решено уступить им дорогу, чтобы прекратить вспышки и отправку в карантины сотни, ни в чем не повинных, работников.
Как работают вакцины от коронавирусной инфекции.
В Норвегии разрешены для вакцинирования 2 вакцины: Pfizer и Moderna.
Астра Зенека и Джонсон и Джонсон запрещены из-за серьезных побочных эффектов (тромбоз на фоне пониженного количества тромбоцитов в крови).
В традиционных вакцинах часто использовался ослабленный или мертвый вирус для стимуляции иммунной системы организма, в то время как указанные современные вакцины не содержат вирус.
Не стоит сравнивать старые классические вакцины (их уже пересматривают), которые создавались в начале/середине 20 века, и нынешние, 21 века.
Вы вспомните, что тогда ни о мобильном телефоне, интернете, ни других электронных устройствах никто не слышал. Это было бы фантастикой, скажи вы своей бабушке в 70-х, чтоб позвонила вам из лесу, да еще и по видеосвязи. О генной инжинерии тогда тоже не было таких знаний и технологий, коими ученые располагают сейчас.
Так почему же мы корим изобретателей за прогресс?
Как в вакцине Pfizer, так и в вакцине Moderna используется новая технология иммунизации, основанная на так называемой матричной или информационной рибонуклеиновой кислоте (мРНК, англ. messenger RNA или mRNA).
Созданная в лаборатории мРНК инструктирует клетки как производить шиповидные S— белки коронавируса.
Зачем это надо?
Потому что именно S – протеин коронавируса отвечает за проникновение вируса в клетку человека. И если организм иммунный (после болезни или после вакцинации), то, встретив коронавирус, наши клетки тут же распознают S – протеин и обезвредят его с помощью антител или клеточного иммунитета.
А это значит: коронавирус НЕ проникнет в клетку, НЕ сможет размножатьсь и ПОГИБНЕТ, не навредив организму.
Матричная рибонуклеиновая кислота была открыта еще в начале 60-х годов прошлого века, однако ученым долго не удавалось преодолеть такие препятствия как нестабильность мРНК в организме и ее быстрое разрушение.
Прорыв произошел примерно в 2005 году, когда венгерская ученая Каталин Карико, теперь занимающая пост старшего вице-президента компании BioNTech, нашла способ доставить мРНК без нагрузки на иммунную систему.
Как правило, вакцина считается хорошей, если ее эффективность составляет не менее 60%. Однако у вакцины Pfizer этот показатель существенно выше: 96,5% у людей в возрасте до 55 лет и 93,7% у людей старше 55 лет. Средняя эффективность составляет 95%.
Для достижения обещанной эффективности вакцина вводится двумя дозами с интервалом 21 день, а окончательная эффективность возникает через семь дней после введения второй дозы. Некоторая иммунная защита появляется и после первой дозы, однако она не является достаточной.
Внимание! Ошибочно полагать, что первая и вторая дозы вакцин Пфайзер, Модерна или Астразенека чем-то отличаются. Это одно и то же вещество, просто повторное введение вакцины является обязательным для закрепления эффекта.
Пока в точности не известно, насколько долго действует иммунная защита (от вакцины или от естественного иммунитета).
Долгосрочную эффективность (год или два года) в настоящее время проверить невозможно потому, что с момента начала ввода вакцины участникам клинических исследований еще не прошло столько времени. Однако ученые продолжат отслеживать эффективность действия вакцины во времени, чтобы в итоге установить и этот показатель.
Один привитой в поле не воин!
Почему же мы так часто слышим от антипрививочников аргументы типа:
- Вот сосед привился, а потом всё равно заболел
- А мой врач/медсестра в поликлинике уже болеют по второму разу.
Всё не работает, иммунитета НЕТ!
Как раз из-за антипрививочников всё так и происходит, в то время как цель всех государств мира направлена на максимальную иммунизацию своего населения.
Существует такое понятие, как заражающая доза, когда микроорганизмов достаточно по количеству и вирулентности (ядовитости, агрессивности), чтобы вызвать заболевание.
Исходя из этого, если иммунный человек (переболевший с естественным иммунитетом или вакцинированный), встречается с высокой концентрацией вируса, то никакой иммунитет уже не справиться, может не хватить антител, чтобы убить коронавирус, особенно если преморбидный фон человека (состояние до болезни) был ослаблен.
На сегодняшний день уже известно, что человек становится заразным за 48 часов до первых клинических проявлений. Это коварно, согласитесь, вот так сидишь, разговариваешь с друзьями по душам, а они все в это время дышат коронавирусом, ничего не подозревая.
И вот если вы один (иммунный) в кругу 10 больных (даже ничего не подозревающих), то риск заразиться составляет примерно 70%.
Эти приблизительные расчёты базируются на том, что 1 больной в состоянии заразить порядка 7 человек.
Теперь вы понимаете риск и нагрузку на медиков. Или к примеру риск у педагогов/воспитателей, когда дети- переносчики, сами не болея, выделяют в классе, в закрытых помещениях школ, детских садов, высокую концентрацию вируса. Как же тут не заразиться и устоять?
Часто слышиш от скептиков: Я веду здоровый образ жизни, и у меня прекрасный иммунитет. А потом еще и могут добавить: «… и я не собираюсь заражаться».
Ну во-первых. Прекрасный иммунитет штука зыбкая. У иммунитета, как и у медали, существует две стороны.
Крепкий иммунитет защищает вас, и только лично вас от множества жизненно важных проблем со здоровьем.
- Если иммунитет слабый – возникают онкозаболевания, и также человек легко подвержен любым простудным заболеваниям.
- Если у человека гипериммунитет – возникают аллергии, которые ведут к возникновению аутоимунных заболеваний (бронхиальная астма, ревматоидные полиартриты и тд)
И во-вторых. Даже крепкий, стойкий иммунитет не сможет уберечь от высоко контагиозных заболеваний, и классический процесс описан выше.
Прогноз на будущие путешествия.
Сейчас все страны мы делим по принципу светофора на зеленые, желтые и красные. Распределение зависит от количества вновь зараженных за определенный период (обычно 14 дней), числа госпитализированных и в некоторых случаях ( а может это и главный критерий) политические аспекты стран.
В будущем все страны будут распределяться в зависимости от имунного статуса стран, ну и по все тем же политическим моментам.
Почему иммунный статус станет так важен?
Тут ответ очевиден. Мера риска заразиться коронавирусом даже для имунных людей (привитых или переболевших) в странах с низким иммунным статусом в разы выше, чем в высоко имунных странах. Ведь циркуляция вируса среди населения там не прекращается, а значит есть риск создания высокой заражающей дозы, которой не страшен никакой иммунитет.
Примером тому служит Израиль. Высокий иммунный статус Израиля защищает только само население внутри страны, а как только люди стали вновь путешествовать в открытые страны с еще очень низким иммунным статусом, тут же стали болеть сами и везти эту заразу назад в Израиль. А каждый случай коронавирусного заболевания стоит бюджету страны огромных денег на ПЦР-тесты, зарплату медперсоналу, поддержание онлайн-систем ИТ-персоналом, карантинные мероприятия и прочее.
Сейчас лето, период отпусков, и многие, получив прививку, полный или частичный курс, тут же устремляются заграницу. И причем далеко не всегда на отдых, а просто повидаться с родственниками вживую, а не онлайн. И это же большинство отправляется в страны с низким иммунным статусом, и зачастую, с еще довольно высоким уровнем заболеваемостью коронавирусом.
Вот поэтому так важно быть бдительным, и помнить о дозе заражения, которая формируется в вышеуказанных условиях.
Норвегия, как и другие страны с высоким иммунным статусом, будет оберегать свои кордоны и свое населения от импорта заразы, требуя доказательства об иммунном статусе каждого визитера. А все из-за того, что никакие туристические доходы не покроют бюджетные расходы страны на повторную борьбу с эпидемией, а то и с пандемией.
Берегите себя, и не переставайте мечтать о путешествиях!
Автор статьи — Радмила Якобсен, эпидемиолог.